#видеть_всё
Для меня эта история_об_истории про умение видеть все возможные варианты реакции человека, на которого я оказываю/не_оказываю какого-либо воздействия. А также и последствия этих реакций, и выгоды для участников событий, и моё состояние в течение всей истории и даже по её завершении. Штрихи жизни
Много лет назад, одна женщина в хосписе рассказала мне, уходя, историю, которая, как она считала, поломала всю её жизнь, хотя, по сути, это была вовсе не её история...
Она тогда узнала, что муж коллеги изменяет той.
Узнала мелочно, с подробностями, с доказательствами, с явками-паролями...молодость бурлила, а жизнь казалась пресной, скудной на движуху, и так яростно хотелось сенсаций, что даже чужая неказистая беда сгодилась на то, чтобы разыграть из неё большую драму.
Женщина оповестила весь отдел под "благородной" эгидой спасения бедной коллеги, потому как, если замечали, любая подлость всегда просит личных оправданий, успокаивающих тем, что человек не для себя старается, а искренне желает помочь другому.
Коллеге открыли глаза.
Жалеть всегда проще, чем радоваться чужому, и потому каждый день начинался с подробнейшего обсуждения новых витков левого романа вероломного мужа.
История постоянно обрастала новыми подробностями: женщина инициировала шпионаж, и с воодушевлением сливала и без того надломленной коллеге мельчайшие подробности, упиваясь своей новой ролью...
Параллельно она неустанно науськивала ту, как бы невзначай бросая фразы о том, что злодея надо наказать, что нельзя быть такой мямлей, что вот она бы точно не потерпела, что нечего бездействовать:
- Понимаете, я кидала и кидала новые поленья в этот костёр, радуясь тому, как он разгорается, - безучастным слабым голосом говорила мне она, - я забросила свою жизнь, полностью растворившись в чужой, и верила, будто всё делаю правильно, не остаюсь в стороне, спасаю...
Всё завершилось внезапно.
Коллега прибыла на место очередного свидания...и сама пришла в милицию час спустя, признавшись в том, что зарезала мужа и поранила его любовницу.
Её осудили, учтя состояние аффекта, но год спустя она умерла в тюрьме от сердечного приступа.
Этого никто не ожидал и не хотел.
Хотели сенсационных разборок и душещипательной мелодрамы про любовь-измену-слёзы-прощение, а не кровавой трагедии с трупами...честно.
Но получилось то, что получилось.
- Я знаю, что не за руку вела её туда, не велела никого убивать, и вообще не виновата ни в чём, кроме длинного языка и маленького ума, но...каждый день, а прошло больше сорока лет, я помню о том, что случилось. И я уверена, что и болезнь эта - не расплата даже за ту мою интригу, а выход, спасение, радость для меня. Мне не жаль уходить, я хочу этого. Я устала. Я осатанела от своей памяти, ежедневно закидывающей меня обратно и грозно вопрошающей: ЗАЧЕМ?
Эта история вспоминается мне сейчас всё чаще и чаще, когда я наблюдаю, насколько сильно многим хочется сенсаций ради сенсаций, а вовсе не потому, что истинно переживается за общую боль, постигшую нас всех...
Вражды вокруг и без того пруд пруди, так стоит ли множить её, осознанно стравливая всех со всеми, и постоянно подкидывая поленьев в тот костёр, что уже становится всепоглощающим пожаром?
Быть может, сдержанность и уважение к жизни как к таковой - намного лучший вклад в мир, чем постоянные поиски врагов с предателями и пожелания смерти открытым текстом? чем превращение своих страниц в политические методички? чем суточные провисания в комментариях со своими далеко не пятью копейками агрессии?
И, быть может, вопрос ЗАЧЕМ с последующим честным ответом на него убережёт нас от болезней длинного языка и маленького ума намного лучше иных профилактик?
Мудрости нам всем, мира и вовремя потушенных пожаров.
Лиля Град